На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО в Балашихе

14 подписчиков

Разговор о пандемии: как говорить с детьми и подростками о коронавирусе

Пандемия коронавируса – самая обсуждаемая тема в обществе, она прямо или косвенно затронула каждую семью в России. Неудивительно, что и дети, глядя на взрослых, начинают испытывать страх перед происходящим. Как деликатно рассказать ребенку о коронавирусе и успокоить его, как обсуждать новости с подростком, порталу «РИАМО в Балашихе» рассказала психолог Надежда Двоскина.

Без паники! Психологи о том, как справиться с тревогой из‑за коронавируса>>

Не нужно драматизировать

Дети боятся не коронавируса, а неизвестности – в этом убеждены психологи. Именно поэтому они рекомендуют обсуждать с ребенком то, что происходит в обществе – однако с учетом его возраста и без лишнего драматизма.

«Если мы говорим о дошкольниках и младших школьниках, то им в первую очередь имеет смысл объяснить необходимость внезапных изменений, которые произошли в привычной жизни. Почему они не ходят в детский сад и школу? Почему пришлось уехать в другое место – например, в загородный дом? По какой причине родители не могут поехать с ними в развлекательный центр на выходных? Почему отменяются мероприятия? Почему важно мыть руки и зачем носить маски? Обсудите эти вопросы, это важно» – говорит психолог Надежда Двоскина.

По ее словам, диалог с ребенком должен быть простым, ясным и исчерпывающим. Но не нужно углубляться в пугающие детали – не стоит говорить о количестве погибших от вируса, о скорости распространения заболевания, об отсутствии специфического лечения. То есть вполне достаточно объяснить малышу, что сейчас люди стараются не заболеть, соблюдая определенные меры профилактики.

«Конечно, всю эту информацию ребенок может узнать и сам – из новостей, соцсетей. У него возникнут вопросы, а потому родителям стоит быть готовыми ответить на них – честно, но опять же без трагизма. Да, конечно, пока что не от всех болезней есть лекарства, зато сейчас медицина довольно развитая, люди знают, как защищаться от инфекций, а ученые постоянно разрабатывают новые лекарства и способы лечения. И в этой ситуации важно самим быть ответственными и заботиться о своем здоровье», – говорит Двоскина.

Главное из обращения Путина по коронавирусу>>

В игровой форме

Что касается правил безопасности: безусловно, нужно использовать каждую возможность для того, чтобы напомнить ребенку о регулярном мытье рук. Однако не стоит запугивать его страшилками!

Меры безопасности, которые рекомендует соблюдать Роспотребнадзор, можно перевести в плоскость игры. Например, выходя на улицу в медицинской маске, предложить ребенку представить, что он – агент 007 на важном задании, а процесс мытья рук превратить в танцевально-музыкальный конкурс талантов.

Ребенку также необходимо не просто объяснить, но и показать, как прикрываться локтем во время чихания, как нажать на кнопку лифта, не прикасаясь к ней пальцами, какую дистанцию с людьми нужно соблюдать. Чем чаще вы будете это повторять, тем лучше малыш усвоит информацию, отмечает психолог.

50 оттенков паники: жители про ажиотаж вокруг гречки и туалетной бумаги>>

Диалог с подростком

С подростками все сложнее. Они уже не малыши – играми их не увлечешь. И они сами читают новости в интернете, анализируют информацию, делают выводы о происходящем в мире.

Однако, по словам психолога, обособленность подростка, его стремление к самостоятельности вовсе не говорят о том, что ему не нужна помощь и поддержка взрослых, особенно в условиях стресса. А стресс сейчас испытывают все – из-за угрозы здоровью, непредсказуемости ситуации, обилия пугающих новостей.

«Значимость разговора с подростком просто неоценима. В диалоге с ним особую роль играет уважительный тон, уважение к нему. Это важно в разговоре с ребенком любого возраста, но подростки особенно чутки к тону, с которым к ним обращаются взрослые», – поясняет психолог.

И советует: говоря с подростком, учитывайте и то, что он жаждет самостоятельности, и то, что ему все-таки нужна опора, поддержка со стороны взрослого. Это непростой баланс, но справиться можно.

«В беседе с подростком доступно более серьезное и глубокое обсуждение ситуации: и что происходит в мире, и смертность, и важность принимаемых мер. Главное – сами при этом не поддавайтесь панике, постарайтесь быть эмоциональной опорой своим детям», – говорит Двоскина.

Взгляд врача: коронавирус, эпидбригады, тревожные симптомы, профилактика>>

Не блокировать чувства

Психолог объясняет, что в разговоре и с малышами, и с подростками важно дать им возможность выразить чувства, даже самые негативные и сложные. И ни в коем случае не обесценивайте и не «блокируйте» их.

«Ребенок точно так же, как и взрослый, может испытывать страх и злость, быть недовольным ситуацией и растерянным. Важно выслушать его, а при необходимости помочь подобрать слова для выражения чувств. Затем следует сказать, что понимаете его, что сложившаяся ситуация действительно может вызвать очень много таких чувств, и это нормально», – отмечает Двоскина.

Коронавирус в России. Ежедневные сводки>>

«Мама, мы все умрем?»

Ребенка пугают пустые полки в магазинах, люди в масках и респираторах, разговоры родителей, которые он услышал краем уха – о том, что скоро будет сложно выплачивать кредит, что гречка взлетела в цене, что знакомый закрывает свою кофейню, так как ему нечем платить зарплату сотрудникам. Ребенок может поддаться панике.

«Если родитель видит, что ребенок боится ситуации, то, как и в другом случае, связанном со страхом, следует его успокоить, стать опорой и защитой. Для этого взрослому сначала необходимо справиться со своими негативными эмоциями и получить ответы на волнующие его бытовые вопросы. Зачем он закупает гречку – или почему не закупает? Что делать, если не выплатят зарплату? Как платить за ипотеку в следующем месяце? Если эти ответы есть, то озвучить их в доступной ребенку форме не составит труда», – говорит психолог.

По этому же принципу можно отвечать на детские вопросы, связанные со смертью от коронавируса. Так, если родитель эмоционально стабилен и не паникует, то и его доводы для успокоения ребенка будут звучать убедительно. Причем это могут быть самые разные доводы: от статистических данных до религиозных убеждений – кому что ближе.

«Если же родитель сам панически боится смерти, то ребенок все равно будет «считывать» это и сам паниковать. Поэтому первое правило – разобраться со своим эмоциональным состоянием», – рекомендует психолог.

Нет карты? Иди пешком: из‑за коронавируса в транспорте не принимают наличные>>

Жизнь в самоизоляции

Садик, школа, кружки, секции, репетиторы – бурная жизнь, в которой все было расписано по минутам, сменилась на изоляцию дома. Естественно, детям трудно справиться с новыми реалиями. Однако и в этой ситуации поведение ребенка будет отражать поведение родителей – если они паникуют, расстраиваются, впадают в отчаянье, то аналогичная реакция последует и от ребенка.

«Изоляция не окажет на ребенка негативного влияния, если его родители будут сохранять здравомыслие, будут адекватны и эмоционально стабильны», – уверена Двоскина.

И отмечает: чтобы этот непростой период протекал более легко, родителям стоит приложить некоторые усилия и фантазию.

«Можно, например, организовывать онлайн-встречи с друзьями ребенка и даже устраивать праздники в формате видеоконференций. Есть довольно много интересных образовательных программ, можно найти совместные занятия для всей семьи. Словом, нужно постараться сделать эту ситуацию максимально приятной и интересной», – резюмирует психолог.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх